Аффективно-респираторные приступы у ребенка причины и лечение

Респираторно-аффективные приступы

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» — это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа — «синий» и «бледный».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа — он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом — спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса — ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще — для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства — все ему разрешают и выполняют все его требования — только бы ребенок не расстроился — то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку — чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже — когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими — отмечается напряжение мышц — тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги — в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами — положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Общие сведения

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Читайте также  Высокая температура у взрослого, что делать

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Лечение АРС у детей

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия.Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.

Аффективно -респираторный синдром — причины, проявление и лечение.

Аффективно-респираторный синдром у детей в возрасте до 5 лет выявляют в 5 процентах случаев. Он встречает довольно редко, но с каждым годом подобные случаи учащаются. Болезнь диагностируется врачами, если во время эмоционального напряжения у ребёнка проявляются симптомы апноэ: невозможность дыхательной функции на протяжение 1 минуты. Часто апноэ сопровождается судорогами и кратковременными обмороками.

В такие моменты мозгу сложно справляться с трудностями, появляется нехватка кислорода, что влечёт за собой неприятные последствия для здоровья нервной системы. Эти причины служат тому, что мировое здравоохранение на принудительной основе советует детям с таким заболеванием регулярно проходить обследования у врачей даже, если болезнь протекает в лёгкой форме.

Аффективно-респираторный синдром: причины

Следуя МКБ 10, Аффективно-респираторный синдром можно отнести к группе истерических расстройств личности. Но важно осознавать, что эмоциональные перепады у ребёнка не всегда обязаны проявляться в приступах апноэ.

Аффективно-респираторный синдром у детей часто сравнивают с эпилепсией, протекающей в более лёгкой форме. Но не стоит забывать, что это самостоятельное заболевание, которое требует индивидуального рассматривания и лечения. Исходя из всё того же МКБ 10, нужно выделить, что Аффективно-респираторный синдром имеет свой код – F60.4.

На первый взгляд, данное заболевание кажется опасным и устрашающим, но в своей сути оно не приводит к летальным исходам, а скорее указывает на серьёзные патологии в организме ребёнка. Чтобы лучше знать врага в лицо, необходимо разобраться в причинах возникновения заболевания.

Почему происходят приступы

  • Чрезмерная чувствительность, психологическая неуравновешенность на фоне особенностей нервной системы: по причине темперамента или особенностей в висцеральной нервной системе;
  • Причина наследия. К примеру, повышенная возбуждённость передаётся наследственно. По статистике 25 процентов детей с подобным синдромом рождаются в семьях, где уже встречалась это заболевание;
  • Если ребёнок воспитывается в не лучшей психологической обстановке, когда родители часто ссорятся и допускают частые конфликтные ситуации. Всё это влияет на психику ребёнка.

Возрастные нормы

Аффективно-респираторный синдром нечасто диагностируют у маленьких детей. С взрослением также сложно определить заболевание, ведь если ребёнок плачет, он просто общается с миром (по – другому он попросту не умеет), поэтому считать это симптомом в корне неправильно. Находясь уже в более взрослом и осознанном возрасте, дети рассматривают плач, как способ добиться желаемого: получить игрушку, конфету или развлечение.

Способность контролировать эмоции появляется у ребёнка в возрасте от 4 до 5 лет. Именно в этом возрасте Аффективно-респираторный синдром выявляется реже всего. Если же дети не способны контролировать свои эмоции – это свидетельствует о потенциальном симптоме болезни.

Аффективно-респираторный синдром МКБ: проявления

Индивидуальность характера сильно воздействуют на состояние вегетативной нервной системы: мышцы в глотке ребёнка сокращаются, из-за чего ему становится невозможно нормально дышать. Обычно такое состояние длится не более 1 минуты. Оно проявляется следующим образом:

  • Пациент перестаёт контролировать свои эмоции, он замирает и перестаёт выполнять привычные дыхательные процессы;
  • Проявляются спазмы;
  • В конечном итоге ребёнок расслабляется и восстанавливает дыхание. Аффективно-респираторный синдром, проявляющийся в лёгкой форме позволяет ребёнку довольно быстро приходить в сознание и продолжать обыденную жизнь. После приступа ребёнок может прийти в покой и уснуть на несколько часов.

Провоцируют приступ:

  • Страхи;
  • Раздражения;
  • Грусть, обиженность;
  • Излишняя радость, сильное возбуждение;

Аффективно-респираторный синдром: МКБ, классификация

  1. Легкая стадия. Длится около 15 секунд, ребёнок не способен нормально дышать. Опасности для мозга нет, но всё равно стоит обратиться к неврологу.
  2. «Бледная» стадия. Возникает из-за внешних факторов. Например, из-за боли, удара, укола или падения. При приступах, у ребёнка наблюдается бледность, он может упасть в обморок. Аффективные симптомы типа плача или крика могут не проявляться.
  3. «Синяя» стадия. Катализатором приступов является окружающая обстановка: стресс, давление, сильное возбуждение. Симптомами при этой стадии являются: кожа становится синей, апноэ длится около 20 секунд, в редких случаях проявляются судороги.
  4. Осложнённый Аффективно-респираторный синдром. Часто проявляется у грудничков. Данная стадия отличается от прошлых своей сложностью и длительностью приступов. Синдром проявляется не только из-за темперамента или характерных особенностей, но и из-за проблем с ЦНС.

Прогнозы и лечение Аффективно-респираторного синдрома

Какие могут быть осложнения:

  • Эпилепсия;
  • Гипоксия;
  • Проблемы с памятью;
  • Растерянность;
  • Расстройство в мыслительных действиях;
  • Проблемы с речью.

Чтобы сократить количество и сложность приступов у детей, опытные неврологи советуют наблюдаться у психотерапевта и на регулярной основе проходить лёгкую реабилитацию в клиниках:

  • Песочной терапией;
  • Микротоком;
  • Сенсорной интеграцией;
  • Нейропсихологической коррекцией.

При возникновение даже неочевидных симптомов подобного расстройства, следует обращаться к специалистам в целях предотвращения развития заболевания. Нужно понимать, что первая стадия с возрастом может развиться, что сильно затруднит лечение. Если находиться на постоянном наблюдение у врачей и следовать всем рекомендациям, с аффективно-респираторным синдромом можно жить спокойно.

Аффективно-респираторные приступы

Аффективно-респираторные приступы

Аффективно-респираторные приступы являются приступами спазматического плача или выраженного беспокойства ребенка с «закатом» в условиях отрицательной эмоциональной реакции. Наиболее часто наблюдаются у детей с полугода до полутора лет и проявляются в виде эпизодической кратковременной задержки дыхания (апноэ), которая может сопровождаться апноэтическими судорогами и потерей сознания. Несмотря на пугающие проявления, припадки не опасны для жизни ребенка, и в последствие по достижении трех-пятилетнего возраста проходят самопроизвольно, поэтому не требуют лечения.

От аффективно-респираторных приступов страдает не более 5% населения вне зависимости от пола ребенка. Положительный семейный анамнез был выявлен в 25% случаев.

Патогенез

Аффективно-респираторные проявления возникают в условиях повышенной нервной рефлекторной возбудимости и склонности к истероидным реакциям. Когда ребенок плачет или кричит возникает спазм гортани и может наступить задержка дыхания на этапе вдоха, которая вызывает бледность либо синюшность как кожных покровов, так и слизистых рта. Результатом развивавшейся гипоксии становится нарушение регуляции автономной вегетативной нервной системы, развитие тонических судорог, кратковременные обмороки, которые длятся от нескольких секунд до нескольких минут.

Классификация

В зависимости от патогенеза и полноты клинической картины эффективно-респираторные приступы у детей бывают разного типа:

  • Обычный тип – классическое проявление аффективно-респираторного припадка — задержка дыхания на вдохе, которая возникает в результате травмы либо фрустрации — невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, внешне напоминает ларингоспазм.
  • Синий тип – невротические или неврозоподобные приступы становятся следствием гнева, фрустрации, иногда — боли, в процессе плача ребенок может делать форсированный выдох, происходит задержка дыхания, которая вызывает вегетативно-сосудистые нарушения: цианоз (синюшность кожных покровов), потерю мышечного тонуса, расширение зрачков и синкопальное состояние, чаще всего дети сами приходят в сознание или засыпают на несколько часов; для этого типа аффективно-респираторных припадков характерно отсутствие постиктальной фазы и нормальная ЭЭГ.
  • Бледный или белый тип (аффективно-респираторные синкопы) – в отличие от синего типа вызывает бледность кожных покровов, асистолию и возникает во время плача или его отсутствия, также при нормальной ЭЭГ приводит к обмороку и не имеет пост-иктальной фазы.
  • Аффективно провоцируемые эпилептические припадки или так называемый осложненный тип – считается более выраженной и тяжелой формой вышеописанных типов приступов, которые начинаются как «синий» либо «бледный» и переходят в псевдо эпилептический припадок, ЭЭГ вне приступов обычно нормальная.
Читайте также  Внутричерепная гипертензия признаки у детей и взрослых, симптомы и лечение заболевания

Причины

Как проявление повышенно-эмоционального состояния аффективно-респираторные припадки являются наиболее ранним проявлением истерических пароксизмов и обычно возникают в ответ на:

  • чувство разочарования, гнева, испуга, радости и другие сильные эмоциональные потрясения;
  • насильственное кормление;
  • сильную боль, например, при падении с высоты в результате рефлекторной асистолии возникают «бледные синкопы», что особенно опасно для детей с заболеваниями сердца.

Способствовать развитию приступов аномального дыхания может нервное напряжение, голод, усталость, неврастения и невроз, гиперопека, нарушения обмена витамина Д, гипокальциемия и гипогемоглобинемия.

Симптомы

В зависимости от типа аффективно-респираторного припадка симптоматика может отличаться, но в целом она состоит из следующих реакций:

  • остановки дыхания, вызванной криком или плачем;
  • посинения или побледнения;
  • резкой гипотонии (ребенок обмякает);
  • кратковременной потери сознания, за которой может последовать несколько часовой сон;
  • непроизвольное мочеиспускание;
  • возникновение судорог.

Если вовремя не купировать аффективно-респираторные пароксизмы, то впоследствии гипоксии у ребенка может наблюдаться:

  • кратковременная утрата сознания;
  • клонико-тонические либо тонические судороги;
  • послеприступная вялость и сонливость;
  • энурез.

Анализы и диагностика

Самое главное, чтобы респираторные аффективные пароксизмы не были спутаны с эпилептическими припадками, ведь чаще всего изучают лишь амнестические данные и забывают о необходимости установления связи между приступами и эмоциональными реакциями с невротическими проявлениями. На ЭЭГ не удается выявить патологию.

Лечение

Так как патология обычно проходит с возрастом, для здоровья и благополучия семьи самое важно быть полностью информированы и понимать, что проявления исключительно аффективно-респираторные, синдром, несмотря на свою пугающую картину, возрастной. Главное, оказывая первую помощь не нанести травм ребенку и не ухудшить состояние, ведь обычно любые старания недостаточно информированных родителей малоэффективны.

При частых и тяжелых приступах могут помочь сеансы индивидуальной и семейной психотерапии. Обычно главной целью терапии является устранение невротизирующих факторов, решение проблемы истероидности родителей, неправильного отношения к ребенку.

Доктора

Назарова Ольга Александровна

Назарова Ольга Александровна

Люциус Антон Борисович

Люциус Антон Борисович

Шибунина Раиса Николаевна

Шибунина Раиса Николаевна

Лекарства

Дети с аффективно-респираторными припадками обычно не требуют госпитализации, но может понадобиться терапия, направленная на купирование приступов судорог – аналогичная как при фебрильных. Также рекомендовано наблюдаться у невропатолога. Квалифицированный специалист, проконсультирует и разъяснит природу патологического состояния, поможет подобрать средства для улучшения метаболизма в структурах нервной системы, ноотропы, а также при необходимости назначить препараты:

  • седативные, в том числе сборы успокаивающих трав;
  • противосудорожные;
  • общеукрепляющие.

Процедуры и операции

Семейная и индивидуальная психотерапия.

Первая помощь

При аффективно-респираторных пароксизмах необходимо восстановить дыхание, для этого можно:

  • воздействовать тактильными раздражителями — легонько похлопать ребенка по щекам, дунуть в лицо или побрызгать водой;
  • повлиять на вестибулярные рецепторы – поменять положения тела или встряхнуть малыша;
  • поднести к ребенку тампон с нашатырем не ближе чем на 10 см, чтобы он подышал парами аммиачного раствора.

Комаровский об аффективно-респираторных приступах у детей

Лучше всего разъясняет, что такое аффективно-респираторный приступ популярный и любимый всеми мамочками доктор Комаровский. В своей телепередаче «Спросите у доктора Комаровского» он говорит о том, что припадок обычно начинается с ситуации, когда ребенок под действием каких-то неприятных внешних факторов, например, страха или отказа выполнить то, что он хотел, а также боли и испуга.

Ребенок начинает истерически плакать, при этом у него останавливается дыхание на какое-то время – так сказать чадо «заходится в плаче». В медицинской науке такое состояние называется аффективно-респираторный приступ, то есть в состоянии неконтролируемой отрицательной сильной эмоции — в состоянии аффекта происходит внезапная остановка дыхания.

Как правило, эти пароксизмы могут начинаться уже после 6 месяцев жизни и без всякого лечения рано или поздно заканчиваются. Обычно максимум в 4, крайне редко — в 4,5-5 лет аффективно-респираторные приступы перерастаются и они являются неким этапом развития нервной системы. Они, чаще всего, не нуждаются ни в каком лечении, хотя рекомендуется показать ребенка врачу, ведь все-таки может быть опасной для здоровья ситуация, когда:

  • остановка дыхания длится более минуты, бывает это крайне редко;
  • у ребенка тяжелые рефлекторные аноксические припадки с остановками дыхания более 30 секунд возникают чаще, чем 2-3 раза в неделю.

Что делать при аффективно-респираторных приступах?

Главная задача – не допустить падения ребенка, и соответственно — травматизации, поэтому лучше всего спокойно подойти к малышу, обнять его, тем самым предотвратив падение. Важно при этом не истерить самому родителю и не меняться в лице. Помимо этого, можно положить на лицо ребенка что-то холодное или даже смочить руку холодной водой и брызнуть на ребенка. Главное, относиться к этому спокойно, ребенок всегда это перерастает, если синдром не является поводом для личных истерик и паники родителей и родственников.

Если припадок был спровоцирован невыполнением желания ребенка, то нужно понимать, что, после того как чадо пришло в себя, нельзя поддаваться на провокацию – не выполнять то, что хотел малыш, не обсуждать происшедшее и не наказывать. Хорошо, если мать или отец сделают вид, что ничего не произошло. Ведь в противном случае вы подсказываете неправильный механизм решения проблем и способствуете развитию неврастении в будущем.

Список источников

  • Студеникина В. М. М. Эпилепсия в нейропедиатрии. «Династия», 2011. — С. 373–389.
  • Под ред. Гузевой В.И. Федеральное руководство по детской неврологии. – М.: ООО «МК», 2016 — С. 289-290.
  • Союз педиатров России. Педиатрия: национальное руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 925-927.

Образование: Окончила Николаевский национальный университет им. В. А. Сухомлинского, получила диплом специалиста с отличием по специальности «Эмбриолог, цитолог, гистолог». Также, окончила магистратуру по специальности «Физиология человека и животных, преподаватель биологии». С отличием пройден курс по дисциплине «Фармакология».

Опыт работы: Работала старшим лаборантом кафедры Физиологии и биохимии Николаевского национального университета им. В. А. Сухомлинского в 2010 — 2011 гг.

Аффективно-респираторные приступы у детей

Аффективно-респираторные приступы у детей (проще говоря, приступы задержки дыхания) – это ранние обмороки и истерические приступы. Чтобы было понятней, с чем связана эта болезнь, необходимо знать, что слово «респираторный» связано с дыхательной системой, а слово «аффект» представляет собой почти неконтролируемую бурную эмоцию.

Необходимо знать, что при данном заболевании, ребёнок специально задержал дыхание, но на самом деле в этот момент срабатывает рефлекс во время того, как он плачет и сильно выдыхает воздух из лёгких, практически не оставляя его там. В этот момент он молчит с открытым ртом, из которого не доносится ни звука. Длительность таких моментов с задержкой дыхания не превышает 30-60 секунд, и заканчиваются, когда он переводит дыхание, вновь начиная кричать.

«Бледный» и «синий» АРП

Аффективно-респираторные приступы делятся на два вида – «бледный» и «синий». «Бледный» зачастую проявляется в виде реакции на боль при уколе, ударе, падении. Пульс исчезает, поэтому его невозможно нащупать и посчитать. Такой тип очень схож с обмороками касательно способа развития. Дети с пароксизмами (дыхательными приступами) в дальнейшем могут страдать от обморочных состояний.

Но в большинстве случаев у детей развиты «синие» приступы. Выражаются они гневом или недовольством ребёнка.

Причины

Основными причинами могут стать отказ в выполнении его прихоти, если он не получит желаемого или на него просто не обратить внимание, когда он этого хочет — ребёнок начинает кричать и плакать. Глубокое дыхание время от времени прерывается, останавливаясь на вдохе, чадо становится слегка синюшный. В лучшем случае дыхание продолжится спустя пару секунд и ребёнок вновь будет чувствовать себя нормально. Внешне «синий» приступ похож на спазм мышц гортани, известный как «ларингоспазм». В более неблагоприятном случае проявляется дольше, в результате чего у ребёнка снижается мышечный тонус – в этом случае он словно «тает» на руках матери; либо наоборот — мышцы сильно напрягаются, из-за чего он выгибается дугой. Чаще всего случаются у вспыльчивых, эмоциональных и раздражительных детей. Они проявляются как истерические приступы. Стандартная детская истерика проходит в виде протестующих жестикуляций – бьёт ножками и ручками о пол, кричит, рыдает, показывает недовольство и ярость.

С 3-4 лет чадо с истерическими реакциями или приступами задержки дыхания, отличается от здоровых детей своими истериками или проблемным характером. Но есть способы воспитания таких детей, чтобы предотвратить дальнейшее развитие у них истерического характера по мере их взросления.

Основные принципы воспитания детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключаются в предупреждении этих приступов и воспитании ребёнка сдержанности, контролировании своих эмоций. Естественно, что всплеск эмоций характерен для всех детей и даже взрослых. Взрослые, понятное дело, умеют сдерживать своё недовольство. Дети, к примеру, в возрасте двух лет более открыты в этом плане, так как ещё не воспитаны.

Лечение

Определённого лечения в этом случае нет, тем более что это не смертельно и после 3-4 лет все это уходит. Очень важно для родителей – быть проинформированными, чтобы не пугаться и не наделать из-за этого ребёнку бед.
Существует, конечно, два направления по лечению – медикаментозное и не медикаментозное. Причём второй способ является основным. Семье необходимо проконсультироваться с психологом, который даст ценные рекомендации по воспитанию ребёнка, действиях во время приступа ребёнка и предотвращению его повторного проявления, а также налаживанию в семье взаимопонимания.

Только лишь в том случае, когда родители не могут помочь ребёнку сами, необходимо использование лекарств, основной функцией которых является лечение повышенной возбудимости и невропатии. Лечение для ребёнка должен подбирать только специалист-невролог, и не нужно слушать советы фармацевта в аптеке. Лекарства подбираются индивидуально для каждого ребёнка.


Автор сайта: Алексей Борисов — практикующий невролог, отоневролог (специалист по вопросам головокружения).
— Окончил Иркутский государственный медицинский университет.
— Заведую кабинетом головокружения.
— Регулярно прохожу курсы повышения квалификации, участвую и выступаю с докладами на образовательных конференциях, в том числе с международным участием.
— Имею большое количество печатных научных публикаций.

Читайте также  При каком кашле принимать Эреспал взрослым и детям

Аффективно-респираторные приступы у ребенка причины и лечение

Аффективно-респираторные приступы

Добрый день! С Вами главный врач клиники неврологии и эпилептологии «EpiJay» Коростовцев Дмитрий Дмитриевич. В новом третьем разделе мы остановимся на приступах (синоним – пароксизмах), которые возникают у детей дошкольного возраста и могут по своим проявлениям «имитировать» эпилептические припадки. Сами по себе такие пароксизмы в подавляющем большинстве случаев не представляют опасности для здоровья ребенка, но своими проявлениями вводят в шок окружающих, родителей.

Аффективно-респираторные приступы – это пароксизмы во время которых ребенок «заходится при плаче» с остановкой дыхания (англ. breath-holding spells — «приступы задержки дыхания»).

Аффективно-респираторные приступы (АРП) развиваются у детей в дошкольном возрасте, чаще всего на 6-24 месяцах жизни, но могут начаться и с рождения или после двух лет. Частота АРП у детей в возрасте до 5 лет по разным данным составляет 2-10%.

Симптомы

Приступу предшествует обида малыша (что-то не дали, отобрали и т.п.), испуг, боль (ударился, упал и пр.). Ребенок начинает плакать и во время плача происходит остановка дыхания («апноэ») возникающая преимущественно за счет спазма дыхательных путей, крик обеззвучивается. Кожа носогубного треугольника, лица синеет или бледнеет, малыш утрачивает сознание, выгибается, обмякает, быстро приходит в себя. Длительность приступа обычно менее 1 минуты. Возможны варианты более легких проявлений (например, приступ короткий – несколько секунд, нет явной утраты сознания, обмякания), и более тяжелых симптомов (отмечается еще и подергивание конечностей, непроизвольное мочеиспускание, длительность пароксизма несколько минут). После приступа общее состояние ребенка обычно в норме, иногда может быть кратковременная общая вялость, сонливость.

В зависимости от изменения цвета кожи во время пароксизма выделяют «цианотический тип» (с посинением кожи, от слова «цианоз» – синюшная окраска кожи), и «бледный тип» АРП (с бледностью кожи, при этом цианоз отсутствует или очень слабо выражен).

Чаще всего развивается «цианотический тип». При этом варианте приступ чаще всего провоцируется обидой, эмоциями, злостью ребенка. Такие приступы возникают при сильном плаче у детей возбудимых, склонных к истерикам, зачастую и сам приступ у них носит характер истерической реакции на какую-то не понравившуюся малышу ситуацию. Редко провоцирующим фактором является что-то одно: например, известен случай, когда АРП провоцировался только предложением ребенку банана и ничем другим.

Реже встречается «бледный тип». При этом варианте приступ обычно провоцируется испугом, болью (т.е. если ребенок упал, ударился и т.п.). В картине преобладает бледность кожи, а плач может быть слабо выраженным, «нет истерики». Апноэ слабо выражено, но отмечается замедление частоты сердцебиения. Бледный вариант АРП больше похож на обморочное состояние, чем на невротическую реакцию. Иногда может быть сочетание, например, бледности носогубного треугольника и легкого цианоза кожи лица, шеи.

Причины и механизмы развития АРП

При приступе всегда есть провоцирующий фактор, вызывающий плач ребенка. Сразу возникает вопрос: «Но плачут же все дети, а заходятся лишь некоторые?». Конечно, это так. Для того чтобы развился АРП одного плача мало. Необходимым условием является еще и повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, иногда даже истеричность ребенка, которая приводит к рефлекторному спазму дыхательных путей (гортани, трахеи) при плаче в ответ на эмоциональный или болевой раздражитель. Кроме того к спазму предрасполагает мягкость хрящевых тканей гортани и трахеи у маленьких детей, особенно если у ребенка имел место рахит. Когда хрящи становятся плотнее, то даже при сильном плаче дыхательного спазма и остановки дыхания (апноэ) уже не происходит.

Апноэ приводит к снижению содержания кислорода в крови (гипоксии), вследствие чего возникает цианоз и/или бледность, утрата сознания. Если гипоксия достаточно велика, могут произойти судороги (ребенок напрягается, вытягивается в струну, м.б. подергивания конечностей, мышц лица), при более глубокой утрате сознания – непроизвольное мочеиспускание. Наличие судорог и непроизвольного мочеиспускания еще не означает, что у малыша эпилепсия, эти симптомы могут быть следствием гипоксии («нехватки кислорода») мозга на фоне апноэ. В диагностике здесь помогает ЭЭГ и видеоЭЭГ мониторинг (см. раздел «Диагностика»).

При «бледном типе» АРП помимо остановки дыхания у ребенка может быть кратковременное замедление или даже остановка работы сердца, которое перестает биться на секунды (синоним – асистолия). Исследования показали, что асистолия во время приступа может достигать 2-3 секунд, поэтому в клинической картине преобладает не цианоз, а бледность кожи за счет кратковременного снижения притока крови к головному мозгу, усугубляемого, вероятно, и снижением артериального давления. В связи с этим «бледный тип» по своим проявлениям более похож на обморочное (синкопальное) состояние.

Факторами, усугубляющими гипоксию головного мозга при АРП и усиливающими выраженность симптомов, являются анемия (снижение гемоглобина и эритроцитов, железа в крови), рахит, заболевания сердца (врожденные пороки сердца, аритмия и др.), хронические болезни дыхательной системы (бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, хронический бронхит и др.). Как правило, дети, имеющие такие сопутствующие болезни, страдают АРП с более тяжелыми клиническими проявлениями.

Большое значение в развитии АРП имеют нарушения воспитательно-педагогического подхода к ребенку. Воспитание по типу «звезды», «кумира семьи», с гиперопекой, зачастую приводят к усугублению истерических черт у малыша, что в свою очередь способствует более высокой частоте приступов.

Диагностика и обследование

Все дети с проявлениями АРП должны посетить невролога. При необходимости – клинического психолога, педиатра, кардиолога, пульмонолога. Рекомендуем начать с визита к неврологу, а он уже решит, следует ли обращаться к другим специалистам. Обязательно проведение ЭЭГ. В некоторых случаях, когда возникает подозрение об эпилепсии, требуется длительный видеоЭЭГ мониторинг, но начинать обследование сразу с него не стоит. Из дополнительных исследований может потребоваться УЗИ головного мозга (нейросонография), допплерография сосудов шеи и головного мозга (УЗДГ). Что касается УЗДГ, то значимость данного обследования при АРП не велика, не смотря на то, что многие, почему-то, стремятся в первую очередь выполнить именно это исследование. В механизме развития АРП возможные «проблемы с сосудами шеи» как раз имеют минимальное значение. Более того, качественно выполнить УЗДГ маленькому ребенку с повышенной возбудимостью нервной системы крайне затруднительно.

Что касается электрокардиограммы, УЗИ сердца, анализов крови и пр., то решение о необходимости проведения данных обследований принимают педиатр и/или кардиолог. Рекомендуем вначале посетить врача и вместе решить вопрос о том, какие обследования требуется выполнить ребенку.

Лечение

Лечение АРП должно быть комплексным и заключается в снижении нервно-рефлекторной возбудимости ребенка, выявлении и коррекции возможных нарушений воспитания.

Требуется нормализация режима дня, ограничение возбуждающих мероприятий (театр, цирк, аттракционы, просмотр мультфильмов и пр.). В период учащения приступов и нарастания признаков повышенной возбудимости у ребенка лучше вообще воздержаться от таких мероприятий, ограничить телевизор до 20-30 минут в сутки или лучше вообще исключить его просмотр ребенком. Что касается детского садика, то здесь все очень индивидуально. У некоторых детей АРП никогда не случаются в детсаду, а происходят исключительно дома, причем нередко в присутствие только кого-нибудь из родителей, родственников. Обычно такая ситуация отмечается у детей склонных к истерикам. В этих случаях посещение детского сада как раз очень даже показано, а также не помешает обращение к клиническому психологу, который поможет понять, почему АРП случается только в домашней обстановке.

Зачастую приступ можно предотвратить – в самом начале плача отвлечь ребенка громким звуком (хлопнуть в ладоши или что-то уронить, например), опрыскать его лицо водой, дунуть в лицо, иногда оказывается успешной попытка переключить внимание малыша на какие-то посторонние вещи (посмотреть в окно – «что там делается?», показать новую игрушку и т.п.). Не рекомендуется сразу давать ребенку то, что он хочет и из-за чего начал плакать (машинку, куклу, конфету и т.п.). Если же приступ уже начался ребенка нужно подстраховать чтобы он не упал и не получил травму, взять на руки. Не следует делать «искусственное дыхание» и пытаться проводить реанимационные мероприятия, выход из приступа всегда происходит самостоятельно и в подавляющем большинстве случаев быстрее, чем за 20-30 секунд. После пароксизма состояние ребенка в подавляющем большинстве случаев нормальное, он начинает играть и делать то, что и до приступа. Если ребенок вялый, сонливый после АРП, необходимо дать ему отдохнуть, полежать. Такое состояние не типично для «обычного АРП», если оно возникает необходимо внепланово обратиться к врачу.

Для снижения повышенной возбудимости нервной системы у детей с АРП применяются медикаментозные и не медикаментозные методы лечения. Лекарства следует давать ребенку по назначению врача невролога. Здесь большое разнообразие лекарственных средств, начиная от фитотерапии (пустырник, пион, валериана и пр.), гомеопатических препаратов и мультикомпонентных медикаментов (Эдас 306, нотта, киндинорм и др.), и заканчивая ноотропами (глицин, пантогам, фенибут и т.п.). Но в некоторых случаях можно обойтись и без лекарственной терапии.

Зачастую нужна и помощь клинического психолога. Клинический психолог, во-первых, помогает выявить возможные нарушения в воспитательной сфере и составляет план их устранения, а во-вторых, поможет родителям выработать правильное отношение к проблемам ребенка. Родителям важно понять необходимость единого подхода в воспитании, не должно быть контрастного воспитания в семье (например: «мама все запрещает, а папа или бабушка все разрешает» и т.п.). Ни в коем случае нельзя допускать попустительства ребенку. Если это допустить, то малыш быстро смекнет, что для получения желаемого ему достаточно сильно расплакаться, закатить истерику – и он все получит. Как следствие – усугубление проявлений АРП, увеличение частоты приступов, нарастание истерических черт характера у ребенка.

Конечно, врач должен особо указать родственникам на отсутствие вреда от самого приступа у ребенка, а также на «невозможность умереть во время приступа». Проведены исследования интеллекта у детей с АРП, и выявлено, что показатели интеллектуального развития у таких малышей в среднем не отличаются от здоровых сверстников. Худшие результаты отмечены у тех детей, у которых приступы с цианозом происходили чаще чем 5-6 раз в сутки на протяжении длительного времени, то есть, вероятно, в этих случаях сказывалась гипоксия головного мозга во время частых приступов.

Прогноз

С возрастом АРП всегда исчезают. Обычно это происходит к 3-4 годам, а после 5 лет АРП сохраняются менее чем в 3-5% всех случаев таких приступов при плаче, после 12 лет их уже никогда не бывает. Но у ребенка могут оставаться другие нарушения, связанные с АРП в раннем детстве. А именно: истерики, невротические реакции на стрессовые ситуации, проявления вегетососудистой дистонии (головные боли, обморочные состояния), нарушения сна. Примерно в 1-2% случаев АРП возможно развитие эпилептических припадков, поэтому проведение ЭЭГ обследования необходимо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: